Тайны затонувших кораблей. Подводные археологические открытия, находки затонувших кораблей, кораблекрушения и катастрофы, морские сражения, подводный музей истории, самолеты Второй Мировой войны.

Назад

Опасные объекты

В эту специфическую категорию попадают самые разнообразные находки, поскольку она объединяет все объекты, представляющие потенциальную опасность для безопасности мореплавания, рыболовства, прибрежного строительства, прокладки подводных трубопроводов или кабелей, а также создающие угрозу экологических бедствий и катастроф. К сожалению, дно Финского залива и особенно его восточной части изобилует такими объектами. Трижды в XX веке на этой акватории велись интенсивные боевые действия с широким применением минного оружия. Хотя формально акватория залива обозначается на карте как «бывшие опасные от мин районы открытые для плавания», практика показывает наличие на дне очень большого числа взрывоопасных объектов оставшихся с военных и послевоенных времен. Известно, что в прибрежной зоне стран Прибалтики с 1995 года и до сих пор проводятся международная программа их обследования и разминировния. В первые три года работы вели 5 кораблей ВМС Швеции

(2. Mine Warfare Group Royal Swadish Navy), а затем к ним подключились корабли Германии, Голландии, Норвегии. Причем количество находок каждый сезон исчисляется несколькими десятками. Недаром в Таллине даже организован Музей морских мин «выловленных и поднятых со дня моря». Аналогичные программы ведут ВМС Германии и ВМС Финляндии в своих водах.

В Российской федерации подобные работы ведутся только в ограниченных районах связанных с прибрежным строительством, причем основным методом являются водолазное обследование дна. В 2002 году разминирование проводилось в районе строительства нефтяного терминала в Приморске, в 2003 - при обустройстве туристического центра в б. Суркюле на острове Гогланд, в 2004 – в зоне развития порта Усть-Луга, в 2005 – в районах прокладки подходного фарватера к проектируемому пассажирскому порту в Санкт – Петербурге и акваториях вблизи нефтяного терминала Высоцкой. И каждый раз имели место находки опасных объектов. В качестве наглядных примеров последнего времени можно назвать случайную находку в июле 2005 г. финских мин времен войны у военного причала в порту г. Приморска и обнаружение «двух десятков боевых снарядов» в Орловском пруду г. Стрельны в декабре 2005 года. Последние работы велись в рамках мероприятий по обеспечению безопасности саммита стран «восьмерки».

Однако целенаправленной постоянной программы поиска и уничтожения опасных объектов в РФ нет.

Правда в России действует постановление Правительства Российской федерации от 21 февраля 2002 года № 124 (НГР:РО200312) «О декларировании безопасности подводных потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации». Оно возлагает обязанность разработки специальных «деклараций безопасности подводных объектов» на собственников этих объектов. Однако проблема заключается в том, что права собственности на затонувшие объекты в РФ не определены, а в отношении опасных объектов тем более. Известно, что все государственные и частные организации хотели бы стать собственниками подводных объектов, имеющих коммерческую или культурно-историческую ценность. Равно все эти организации не желают быть собственниками опасных объектов и понятно почему.

В результате реестр потенциально опасных подводных объектов весьма невелик. Например, в июне 2005 года Министерство по чрезвычайным ситуациям, ГОСАКВАСПАС и НПО «Тайфун» провели в Балтийским море экспедицию по поискам и обследованию 17 потенциально опасных объектов времен Великой Отечественной войны. Ввиду имелись затонувшие корабли. Но реальное количество таких объектов превышает несколько тысяч. И к ним следует прибавить немного большее количество мелких объектов. Анализируя материалы нашей базы данных о затонувших объектах можно выделить четыре основные группы, представляющих потенциальную опасность в соответствии с упомянутым постановлением.

1. Лежащие на грунте отдельные взрывоопасные изделия. Речь идет о минах, минных защитниках, торпедах, неразорвавшихся авиабомбах, снарядах и глубинных бомбах. Общее их количество по нашим оценкам составляет несколько десятков тысяч единиц. Причем как показывают их случайные находки, до сих пор представляют реальную опасность.

Напомним, что активные и широкомасштабные минные постановки осуществлялись в Финском Заливе еще в годы I Мировой войны, Гражданской войны и интервенции, «Зимней» Советско-финской войны. Точные сведения о масштабах постановки отсутствуют, но анализ имеющейся неполной информации позволяют оценить их в 60000 единиц. (Только постановки Российского императорского флота в 1914-17гг составили 38932 мины). При этом послевоенным тралением по оценкам специалистов уничтожено не более 25% выставленных мин. Данная статистика включает также многочисленные случаи затопления мин и снарядов на дне. Например 17 декабря 1918 года минный загродитель «Нарова» уходя из под обстрела сбросил на дно западнее о. Котлин 159 мин с чеками. Они до сих пор должны лежать на дне, представляя собой минную банку с общей массой тротила 20,67 тонны.

Другой случай – затопление в Чудском озере нескольких тысяч артиллерийских снарядов в ходе гражданской войны.

Имеющиеся данные по Второй Мировой войне позволяют оценить объемы минных постановок на Балтике в 85000 штук из которых 52000 были выставлены ВМС Германии. При этом в восточной части Финского залива от о. Котлин до острова Гогланд было выставлено 41750 мин и минных защитников, т.е. почти половина всех мин. Вместе с тем, известно что за послевоенные годы при разминировании было уничтожено всего 8364 мины и 1783 минных защитника, т. е. не более 12% от выставленных мин. Если считать, что примерно 30% мин было уничтожено льдами и волнением, то на дне должно находиться более половины выставленных. Особенно опасными из них являются донные неконтактные мины с большим зарядом ВВ. Известно, что в восточной части Финского залива их было выставлено 1162 единицы, а за годы послевоенного траления в 1946-1962 годах уничтожено только 407 штук. Напомним, что при строительстве комплекса защитных сооружений Ленинграда в 80 годы XX века строителями было найдено в грунте более 80мин.

Количество лежащих на дне неразорвавшихся торпед по нашим оценкам исчисляется несколькими сотнями, поскольку при большом числе атак советских торпедных катеров, количество попаданий было довольно незначительным.

2. Перевозки военных грузов являются одним из основных видов плаваний в годы войны. Причем потери влавсредств перевозивших боеприпасы были значительными. Достаточно сказать, что, например, в Ладожском озере транспортировки боеприпасов велись в обоих направлениях.

В течении всей блокады ленинградские заводы снабжали «большую землю» своей продукцией. К сожалению, материалы о гибели транспортных плавсредств с боеприпасами до сих пор засекречены. Однако в качестве достоверных примеров можно упомянуть следующие:

- 11 августа 1941 авиацией противника в районе острова Сескар была потоплена следовавшая на буксире баржа с боеприпасами;

- 18-20 августа 1941 года при эвакуации частей 168 стрелковой дивизии из района Кильпола на остров Валаам авиацией противника было потоплено 2 самоходные баржи с боеприпасами;

- В ночь с 22 на 23 августа 1941 года при эвакуации материальной части и боеприпасов 32 отдельного артиллерийского дивизиона с островов Пуккио, Патио и Лайтсальми в Финском заливе были потеряны 2 несамоходные баржи. Одна – потоплена артиллерией противника, вторая – утоплена вследствие обрыва буксира при сильном волнении. Эти баржи сегодня могут представлять особую опасность, поскольку погибли где-то в районе прокладки северогерманского газопровода.

- 17 сентября 1941 года на Ладоге в шторм погибла баржа с боеприпасами. Всего по официальным данным в сентябре-октябре 1941 года на 7 утонувших на переходах баржах было потеряно 1000 тонн боеприпасов;

- 4 ноября 1942 года на Ладоге утонула баржа с боеприпасами поврежденная штормом на переходе;

Этот список можно продолжать довольно долго. По нашим оценкам общее количество утонувших плавсредств с боеприпасами составляет более 300 единиц, правда в это число включены данные о гибели немецких и финских барж и транспортов, достоверность которых не подтверждена данными из зарубежных архивов.

3. Боевые корабли, имеющие большой боезапас.

Разумеется все вооруженные корабли, погибшие входе боевых действий имели на борту боекомплект. Но сторожевые катера или катера – тральщики весь боекомплект которых ограничивался пулеметными патронами и сотней снарядов для пушки малого калибра не представляют большой опасности.

Другое дело - артиллерийские корабли, имевшие на вооружении орудие большого калибра и несколько сотен снарядов и мин. К этой группе без сомнения можно отнести две немецкие тяжелые плавучие батареи SAT-1 «Ost» и SAT-27 «West» потопленные в 1943 году. Их вооружение составляли по 5 орудий на каждой батарее. Не менее опасны останки четырех немецких миноносцев проекта «39», погибших летом 1944 года. Каждый из них имел на вооружении 4 орудия калибра 105 мм, 4 орудия калибра 37 мм, 6 торпедных аппаратов 4 противолодочных бомбомета. Общая масса взрывчатки в боезопасе каждого миноносца достигала 8 тонн. Кроме того стоит учитывать, что три миноносца (Т-22, Т-30, Т-32) погибли при выходе на минную постановку имея на борту по 50 якорных мин.

Особую опасность также могут представлять советские подводные лодки, погибшие при выходе на боевые задания, имея на борту полный запас торпед, снарядов и дизельного топлива. К их числу в первую очередь относится ПЛ «Щ-405» пропавшая в ночь с 12 на 13 июня 1942 года между остовами Сескар и Мощный. Анализ архивных материалов свидетельствует, что она может лежать непосредственно на главном фарватере, имея на борту 12 торпед, 1000 снарядов и 55 тонн дизтоплива. К «Щ-405» следует прибавить еще минимум 4 подводные лодки. Теоретически опасность могут представлять также останки самолетов-бомбардировщиков погибших при движении на бомбежку.

4. Корабли, имеющие на борту запасы жидкого топлива. К этой группе относятся уже упомянутые подводные лодки, имевшие запасы дизтоплива, а также немецкие миноносцы типа «Т» и типа «Z» использовавшие жидкое топливо. Кроме того, опасность представляют танкеры, суда-буксировщики, нефтеналивные баржи. Общее количество таких кораблей не столь уж велико, но учитывая большие запасы нефти или горючего в их танках ущерб может быть гораздо более значительным нежели при взрыве боезапаса или донной мины.

Вероятно к этой группе следует отнести и такие потенциально-опасные объекты как лежащие на дне грузовые контейнеры Они встречаются довольно часто. Разумеется, это могут быть просто контейнеры с товаром смытые за борт в шторм. Но, в свете западных публикаций, вполне возможно, что их топили специально, загружая бочками с отработанным маслом или другими корабельными отходами.




Обратите внимание! Вы находитесь на странице в первую очередь предназначенной для поисковых машин. Здесь Вы видете информацию из базы данных проекта "Тайны затонувших кораблей". Зайдите на главную страницу проекта и Вы найдете больше интересной и полезной информации.