Тайны затонувших кораблей. Подводные археологические открытия, находки затонувших кораблей, кораблекрушения и катастрофы, морские сражения, подводный музей истории, самолеты Второй Мировой войны.

Назад

Каталог и атлас объектов на дне Балтийского моря и находки останков старинных кораблей на дне Финского залива

С 1989 специалистами АО "Морские технологии" (С-Петербург, Россия) осуществляется фундаментальная программа составления Катало¬га и Атласа объектов на дне Балтийского моря. К концу 1996 г. общее количество объектов на дне, внесенных в базу данных составляет более 12000 единиц, причем по оценкам ученых разделы, относящиеся к XVIII, XIX и XX уже сформированы на 70-75%. По своей структуре собранные материалы отражены в трех основных видах:

1. Алфавитный каталог, в который занесены все объекты в алфа¬витном порядке с указанием их технических характеристик, обстоя¬тельств гибели, ценности и т.д.

2. Хронологический каталог, в котором случаи гибели объектов приведены по дням, месяцам, годам и столетиям. В этом каталоге также указана и предполагаемая или известная степень их сохранности, а также данные о проводившихся работах по их поиску или обследованию.

3. Карты в масштабе 1:100000 с указанием точек гибели или потери объектов. Из-за большого количества объектов созданы карты по столетиям. Для выделения наиболее насыщенных останками районов для каждого столетия делаются суммарные карты концентрации объектов на дне. Кроме того, для районов высокой концентрации составляются карты масштаба 1:25000.

Каталог и Атлас составляются для всей акватории Балтийского моря, однако наиболее полно представлена восточная его часть, вклю¬чая побережье бывших владений Российской империи от Кенигсберга (Калининграда) и юге до Торнео (Кеми) на севере Ботнического залива. Учитывая не только научное, но и практическое назначение Атласа и Каталога, наибольшее внимание исследователи уделяют акваториям, на которые распространяется юрисдикция Российской Федерации, и где рос¬сийские ученые ведут экспедиционные работы по поиску затонувших судов и самолетов.

В частности, банк данных для российского сектора Финского залива на конец 1996 года насчитывает более 5000 объектов. Из них около 2500 это корабли и суда, почти 1500 – самолетов, а остальные – разнообраз¬ные мелкие объекты – якоря, лодки, провалившиеся под лед сухопутные транспортные средства (танки, трактора, автомашины, пушки и т.д.), а также подводные кабели.

По национальной принадлежности погибшие корабли в российском секторе финского залива относятся к русскому флоту (25%), немецкому (19%), английскому (17%), шведскому (15%), голландскому (8%) и финскому (7%). Остальные 9% включают норвежские, датские, француз¬ские, американские, итальянские, эстонские и латвийские суда. Вре¬менной интервал, отраженный в хронологическом каталоге – 1128-1947 гг.

Хотя суда и самолеты погибали по всей акватории российского сектора Финского залива, проведенное исследование позволило выделить 37 районов постоянной гибели кораблей, приуроченных к традиционным фарватерам, которые, несмотря на изменение береговой линии, остаются неизменными как минимум последние 400 лет. Вероятно, они сущест¬вовали и в более раннее время, поэтому важным практическим выводом из этого открытия является высокая степень вероятности обнаружения в характерных точках крушений кораблей XVIII–XX веков, также останков более древних судов, свидетельств гибели которых не сохранилось и которые представляют особый интерес. С целью проверки и уточнения собранных данных в 1989"–1996 гг. специалистами АО "Морские технологии" было проведено в российском секторе Финского залива большое число экспедиций по поиску и карти¬рованию объектов на морском дне. Работы выполнялись преимущественно с применением side-scan sonar и подтвердили очень высокую концентра¬цию объектов на дне и возможности обнаружения древних судов, свидетельств гибели которых не сохранилось.

В ходе экспедиционных исследований по картированию дна в неко¬торых наиболее насыщенных останками районах специалистами обнаружено более 200 объектов, из которых 62 – корпуса затонувших кораблей, 5 – самолетов, 54 – крупные скопления обломков, 47 – не идентифицированные объекты, остальные – лодки, катера, якоря, лежащие на дне торпеды и мины, кабели. Как и предполагалось, концентрация объектов на дне оказа¬лась очень высокой, причем при сплошном картировании дна постоянно имело место обнаружение останков судов и самолетов, факт гибели которых не был ранее зафиксирован в имевшейся базе данных.

К примеру при поисках погиб¬шего в 1824 г. русского гидрографического шлюпа (sloep) "Свирь", пред¬ставляющего особую мемориальную ценность, так как он является точной копией первооткрывателя Антарктиды шлюпа "Мирный" (оба корабля стро¬ились один за другим по одному проекту, на одной верфи и одним и тем же мастером) на площади дна в 18 кв.м исследователями были обнаружены корпуса 7 кораблей, одной большой лодки, два самолета и 8 пока не идентифицированных объектов, то есть в среднем по 1 объекту на 1 кв.км. Особенно любопытно, что 1 из кораблей, сравнительная степень разру¬шенности корпуса которого по отношению к соседним указывает на его древнее происхождение по своим размерам и форме абсолютно точно сов¬падает с параметрами ганзейских коггов XIV века.

Еще более высокая концентрация объектов на дне обнаружена в районе Выборгского морского сражения между русским и шведским флотами 5–7 июля 1790 года. В этой самой крупной на всю историю Балтики морской битве одновременно участвовало более 450 вымпелов и около 60000 человек и погибло около 90 вымпелов. Поскольку это сражение до сих пор не изучено историками, специалисты АО "Морские технологии" в течение 3 лет реконструировали по вахтенным журналам русских кораб¬лей все их перемещения и теоретически определили 9 полигонов, где на дне находятся останки погибших кораблей. Кроме того, по данным Каталога в пределах выделенных полигонов в разное время погибло еще около 250 кораблей и самолетов.

Рекогносцировочное картирование морского дна на 20% площади 4 полигонов привело к обнаружению 22 корпусов больших кораблей, 2 маломерных судов, 25 крупных скопле¬ний обломков, 40 пока не идентифицированных объектов, 2 самолетов и 5 якорей. В число идентифицированных кораблей входят шведские: 64-пушечный линейный корабль "Hed-vig-Elisabeth-Charlotta" (постройки 1781 г.), 74-пушечный линейный корабль "Enigheten" (1732 г.), 44-пушечный фрегат "Zemire" (1785 г.), фрегат "Postiljon" (1754 г.), 74-пушечный линейный корабль "Lovisa-Ulrika" (1745 г.), 52-пушечный фрегат "Uppland" (1749 г.), 8-пушечная яхта "Aurora", русская 8-пушечная шхуна "Слон" и т.д. Часто корпуса нескольких кораблей лежат на дистанции 150-300 метров, причем рядом с кораблями, погибшими в Выборгском сражении лежат и транспортные суда XVIII и XIX вв. и древние судна имеющие по оценкам археологов возраст около 800 лет и немецкий транспорт "Esborn" потопленный 18 июля 1944 года и немецкий десантный корабль "AF-35" (погиб 28 августа 1944 г.) и русский броненосец "Гангут" (погиб 12 июня 1897 г.).

Судя по сделанным находкам район Выборг¬ского сражения – уникальный объект с точки зрения наличия на дне предметов материальной культуры, отражающих историю Европы как минимум за 8 столетий. При этом благодаря тому, что воды Финского залива имеют низкую температуру и отличаются незначительной соле¬ностью, а также вследствие отсутствия в этих местах организмов разрушающих останки судов, все найденные объекты находятся в очень хорошем состоянии. Низкая интенсивность осадконакопления и малые глубины (обычно от 15 до 40 метров) делают лежащие на дне останки легко доступными, поэтому планируется, что российский сектор Финского залива в ближайшее время, станет районом интенсивного разви¬тия подводных научных исследований, работ по подъему ценных гру¬зов и приключенческого подводного туризма.


Обратите внимание! Вы находитесь на странице в первую очередь предназначенной для поисковых машин. Здесь Вы видете информацию из базы данных проекта "Тайны затонувших кораблей". Зайдите на главную страницу проекта и Вы найдете больше интересной и полезной информации.